Мы попросили специалистов по ремонту АКПП из kppservice.ru поделиться с нами историей возникновения повышающей передачи в автоматах, и подробнее рассказать о ней доступным языком. С тех самых пор, как коробка передач вообще существует, у нее постоянно появляются многочисленные усовершенствования, которые позволяют делать все более интересные и мощные вещи с распределением мощности мотора на колеса. В частности, одним из самых интересных и постоянно усовершенствующихся механизмов трансмиссии на современных автомобилях является, так называемая повышающая передача, или овердрайв.
Особенность ее в том, что у нее передающее число меньше единицы. Повышающей эту передачу называют за то, что в таком положении ведомый вал начинает вращаться заметно быстрее ведущего. В более старые времена такой механизм делали самостоятельным, отделяя от стандартной коробки передач. Характерным примером может послужить Volvo 240, с его трансмиссией на четыре ступени, на которую можно было ставить овердрайв с разными вариантами передаточного числа. Он мог включаться как самим водителем, так и автоматически, когда автомобиль выходил на определенную скорость при обычной прямой передаче.
Этот момент зафиксирован уже на Ford’ах в 1960-х: овердрайв включался при скорости 27 миль/час (примерно 45 км/час), и отключался, когда скорость падала меньше 21 мили в час. Так же и если водитель очень резко нажимал на акселератор, овердрайв тоже выключался. Этот режим получил название кик-даун, и предназначался для достижения пониженной передачи для осуществления обгона.
Уже с 1970-х овердрайв стал постоянной частью механических коробок передач из четырех ступеней в качестве “пятой передачи”. Сейчас автомобиль может иметь и намного больше, чем одну повышающую передачу. В принципе, предназначение той передаче не в скорости, а в том, чтобы при большой скорости уменьшить обороты вала, что приводит к снижению износа двигателя и меньшему расходу топлива.
Еще одно оригинальное изобретение – планетарные коробки передач. Одним из первых его пользователей стал Ford T, известный своими ходовыми качествами. В планетарном механизме зубчатые колеса, кроме того, что вращаются вокруг оси, совершают аналогичные вращательные движения еще и вокруг “солнечного колеса”. Шестерни в таком механизме все время находятся в сцеплении. Передаточное число меняется благодаря блокированию некоторых вращающихся элементов так называемыми ленточными тормозами и с помощью пакетов фрикционов. Благодаря такой конструкции разобщать постоянно трансмиссию и двигатель нет смысла. Такая коробка передач получается и значительно меньшей по размеру и более эффективной.
С изменением технологических возможностей коробки передач еще больше усложняются, но рассмотренные выше изменения остаются своеобразной базой для новых инженерных наработок и обкатки новых технологий.